Иоанн Устюжский

Вскоре его родители переехали в посёлок Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Ната­лия и вскоре избрана была игуменией этого монастыря. Все время она имела сына при себе, Но счастливый отрок, познав суету мира сего, принял на себя форма юродивого, и мать, видя, что он да ведет себя, предоставила его воле Божией.

(память его празднуется 29 мая/11 июня)

Блаженный Иоанн, Христа за юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово около Старого Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии. Старший его пара Иродион был живым подобием своего отца, которому помогал во всех его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие. Но дальнейший их дитя Иоанн едва не с самого младенчества начал снимать с кого маску в себе вещь необыкновенное, непонятное и ни на волос не походил на других детей. беспрестанно печальный и молчаливый, он сроду не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водой, по средам и пятницам совершенно не принимал никакой пищи, все ночи проводил бес сна в коленопреклонениях и молитвах. Ходил он В любое время с грустным и жалостным лицом, да что некоторые думали, что он не в полном уме. да счастливый мужчина поступал всегда, и мать пропасть раз убеждала его изменить такой вид жизни. Но Иоанн, пусть бы и не знал грамоты, отвечал ей словами Святого Писания, слышанными им в церкви: «Не принуждай меня, мать моя, воздержание избавит меня от грехов. Пусть ни одна душа из людей не хвалится тем, что он безгрешен: бес греха — 1 только Бог» (Рим. 3, 10, 23; 1 Ин. 1, 8—9). И еще: еда и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор. 8, 8). следовательно не будем довольствоваться тела своего, что бы оно не стало быть врагом нашим».

Вскоре его родители переехали в посёлок Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Ната­лия и вскоре избрана была игуменией этого монастыря. Все время она имела сына при себе, Но счастливый отрок, познав суету мира сего, принял на себя характер юродивого, и мать, видя, что он да ведет себя, предоставила его воле Божией.

После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в посёлок Устюг, поселился близко соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения, в церковной сторожке, в построенной для него хижине. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался напоминать что людям юродивым, как святому Прокопию Устюжскому, и в разодранном лохмотье и голый ходил по улицам города, отдыхая кое-когда на куче навоза.

Так жил он зимой и летом. Такой обременительный работа принял на себя молодой Иоанн! Чего стоило одно то, что бы зимой босому и едва прикрытому одеждою жаловать по городу и откладывать северные трескучие морозы! пропасть пришлось ему терпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя, ни его. что бы воспитывать столько страданий, нуждаться было содержать гибель твердости, воли и терпения, надо было глубоко почувствовать значение слов апостола, что нынешнее болезнь наше свободно и сразу готовит нам в величайшем избытке вечную славу (2 Кор. 4, 17). Действительно, счастливый малец не только сроду не роптал и не гневался на своих гонителей и обидчиков, Но к тому же сожалел и молился зa них Богу.

Блаженный Иоанн тщательно скрывал мой молитвенный подвиг, избегая людской молвы. Но были в Устюге и такие люди, которые понимали и смотрели на него как на добровольного страдальца и подвижника. Так, священнику Успенского собора Григорию В любое время казались изумительными положение и мука юродивого. И вот ему захотелось узнать, что делает и какую проживание ведет он, Кагда бывает один. бесконечно он искал удобного случая и напоследок нашел. некогда в зимнее время, Кагда топилась большая печь церковной трапезы, а богомольцы по окончании вечерней здание вышли все, за вычетом одного юродивого, духовенство утаился зa дверями и стал смотреть, что будит совершать Иоанн. счастливый юноша, осмотревшись совершенно и не видя никого в трапезе, стал на молитву. Воздев руки к небу, он молился зa глаголющих холопство и зa творящих неправду; да молился он более часа. По окончании же молитвы стал стеснять уголья в печке и затем, оградив себя крестным знамением со словами: «Знаменася на нас аристократия лица Твоего, Господи», лег в печь на горящие уголья. Увидев это, испуганный служитель алтаря стремительно отворил двери и бросился к юродивому, опасаясь, что бы он не погиб в пламени. Но как он не спешил, мнимо-безумный вдобавок скорее, как молнии, вышел из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: «Не смей никому говорить о том, что видел ты, до моей смерти». Трепещущий от страха иерей дал обещание исполнить волю блаженного в точности, и тот обнаде­жил его зa молчок милостью Божией.

Святой Иоанн ежемгновенно терпел голодьба и жажду, Но ничто ни от кого не брал. если он и одевался, то обычно в ветхую одежду. опять при жизни он удостоился от Бога дара чудотворения.

Блаженный затворник имел в себе такое изобилие благодати Божией, что мог одним словом вылечивать недуги, но, скрывая то от людей, делал тайно или же так, как бы его изготовление было не с разумом. баба устюжского князя Феодора Красного Мария жестоко страдала от горячки. Она послала к блаженному своего слугу с просьбой помолиться о ней. Не успел посредник подойти к навозной куче, на которой сидел священный Иоанн, как счастливый воскликнул: «Здравствуй, доблестный дворянин Феодор с княгиней своей». Кагда прислуга вернулся домой, княгиня была уже исцелена.

Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота, — сказал бог в Открове­нии (Откр. 2, 10) — и счастливый Иоанн до конца пребыл верен некогда принято­му им на себя подвигу юродства и убожества. как необыкновенна была его жизнь, да необыкновенна и безболезненна была и мирная смерть его. Судя по молодости годов юродивого и по тому, что он ни на что не жаловался, казался одинаково бодрым и прежде с утра до вечера расхаживал по городу, никому из устюжан и на рассудок не приходило, что он доживает последние дни. Но по своему произволу счастливый знал это и, радуясь близкому окончанию своего подвига, непрестанно благодарил Бога, изли­вая душу свою в самой пламенной, тайной молитве. На соборной площади около храма Успения Божией Матери и гроба праведного Прокопия, где Иоанн проводил большую дробь своего времени, счастливый в окончательный раз воздел преподобные руки свои к Богу и, скрываемый от взора людей темнотою ночи, бесконечно молился о сущих в бедах и скорбях, о всем мире и о городе, его приютившем, после оградил себя крестным знамением, лег на голую землю и, как бы заснув, предал чистую душу свою Богу 29 мая 1494 года. видимость усопшего, по свидетельству очевидцев, был «яко ангела Божия, лице светло сияюще и тело аки снег».

Кончина приподняла завесу, скрывавшую житье блаженного, и сделала известны­ми его прозорливость, ангельское незлобие и терпение. Лицам, бывшим свидетелями жизни блаженного, не было в настоящее время причины замалчивать долее его подвиги и благодеяния. по-этому только что только весть о его кончине пронесся по городу, безотлагательно же собралось на соборную место великое обилие народа, все спешили отдать конечный обязанность подвижнику. некоторый плакали и жалели о том, что, почитая его малоумным, насмехались над ним и оскорбляли его. Соборные священнослужители со всем городским духовенством, с великим благоговением и честью, подобающей праведнику, предали труженическое тело его земле на месте его преставления.

Через некоторое время опосля его кончины ортодоксальный мещанин Устюга Фе­одор Тутыгин по данному им обещанию Господу и святому Иоанну построил над мощами блаженного мольбище в почтение Происхождения честных древ Креста Господня и «гробницу устроил и поставил над телом блаженного Иоанна». С верой притекав­шие к гробнице получали тьма тьмущая чудесных исцелений. Но да как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами святого Прокопия, изображаются они пара соборно на иконах и во время церковной здание соборно же призываются в молитвах.

Служба святому Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. В 1554 году по воспо­минаниям знавших его людей было составлено его житие, а не мало позже — похвальное слово. священный Иоанн отдельно прославился заступничеством при нашест­вии врагов. Благодаря его молитвам русское отряд одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году. А последняя запись в книге о жизни и чудесах праведного Прокопия говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, не только защитили мой посёлок от поляков, Но и разбили их. В взятка святому Иоанну устюжане построили храм, освященный в его честь. И по надписи на иконе праведного Иоанна, приложенной Никитой Строгановым в Устюжскую Иоанновскую цер­ковь, «всей жизни его было только 18 лет». В «Иконописном подлиннике» писали: «Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец, подобием молод, волос только пускать ростки зачала, в наусии, волосы просты, риза на нем — раздранное рубище, исчерна бело, и свилося по нем, плечо голо, а да и ребра голы и ноги, выше коленей».

Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41—42). Не каждая ли христианская сердце должна пародировать себе эти болтовня Спасителя, которые да помнил счастливый Иоанн, как следовательно из всей жизни его?

[hide]источник[/hide]