Четко выраженного диалектного членения в казахском языке нет. В фонетике для него характерно большое число гласных, уподобление гласных в слове (сингармонизм) по подъему и огубленности, в грамматике – обилие причастных и деепричастных конструкций. В лексике имеется весьма многочисленный слой арабо-персидских (около 15% всей лексики), монгольских и русских заимствований.
Казахский язык сформировался в 15–16 вв. на основе языка среднеазиатских кыпчаков. Литературный казахский язык существует со второй половины 19 в.; его возникновение связано с деятельностью поэтов и просветителей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, а также с влиянием богатого казахского фольклора. До этого времени роль литературного играл среднеазиатский язык тюрки, оказавший определенное влияние на литературный казахский язык. Окончательная нормализация литературного казахского языка была проведена в 20 в. Письменность до 1930 существовала на арабской, в 1930–1940 на латинской основе, с 1940 – на основе русской графики с некоторыми дополнительными буквами. На казахском языке ведется преподавание в начальной и средней школе, а по некоторым специальностям (прежде всего филологическим) и в высшей школе. В начальных классах русских и русско-национальных школ Казахстана он является обязательным предметом. Школы с преподаванием на казахском языке имеются также в Узбекистане, Кыргызстане, Астраханской области Российской Федерации и др. местах.
Свежие комментарии