Икона-складень «Неопалимая Купина» до 1984 возраст хранилась около Секлетии Ивановны Тихоновой (1885(?) — опосля 1984 года), уроженки и жительницы деревни Алатырь (или Алотырь, Алтырь — на карте Вологодской области это многолюдный место обозначен не был), располагавшейся на самом севере Вожегодского района Вологодской области, в тайге. В 1983 году, Кагда мы с товарищем (А.В.
Василевским (1961-1986)) впервые побывали в этих местах и познакомились с Секлетией Ивановной, весь представляла собой десяток домов, из которых только три были жилыми, причем в каждом обитало по одному старику. Таким образом, все житель этого богом и людьми забытого «медвежьего» уголка, жившее только натуральным хозяйством, ни во веки веков не знавшее ни электричества, ни радио, составляло три человека, младшему из которых перевалило вдали зa 80.
Все они носили фамилию Тихоновы, были родственниками и имели местные прозвища. Секлетию Ивановну называли «бабка-финка». Она несомненно имела «финские» черты лица и разговаривала (как впрочем, и другие обитатели деревни) на неком русско-финском диалекте с обязательным прибавлением к ключевым словам и междометиям связующего окончания «ма» (эх-ма, ох-ма, у-ма, пшла-ма шаг грибам-ма, бадья-ма, касарь-ма и т.д.). «Бабка-финка» была всецело неграмотна, тем не менее — в твердой памяти и здравом уме, знала великое обилие молитв (в том числе и апокрифических), сказок, сказаний, былин и «воев». Так, мной записаны от нее уникальный разновидность предания «Гохма-Магохма» (о знаменитых «гиперборейских» Гоге и Магоге), басня о «Слотой (золотой) бабе — курья нога» и «воя о Дане», неизвестная ранее в фольклористике песнь «Лукомша» и т.д. Секлетия Ивановна прекрасно разбиралась в целебных травах и умела «править хребту и тылу». Она придерживалась старой веры, хоть не имела ни малейшего представления о расколе, не знала самих слов «раскольники», «старообрядцы», нисколько не слышала ни о Никоне, ни об Аввакуме. Крестилась двумя перстами, Но молилась не до иконами, которых около нее в божнице была добрая дюжина, а пред массивным деревянным крестом-мощевиком, обернутым в беличьи шкурки. Икону-складень «Неопалимая Купина» она почитала как святыню, хоть бы хранила ее не в «божнице на горни», а в укромном месте, запеленанную в многочисленные тряпицы.
О появлении около нее иконы «бабка-финка» рассказывала следующее.
В 1921 либо 1922 году (с абсолютной точностью год установить не удалось, датировать пришлось косвенным образом, поскольку С.И. Тихонова не имела представления ни о новом, ни старом летоисчислении, не знала месяцев, дней недели и года, а определяла время достаточно странным «лунным» способом, душа которого мы, при всем старании, да и не поняли — «от серпа до блина» и «от блина до полублинья») ночью к ней пришел «больший мних» (очевидно, настоятель) Неопалимовского скита («пустынки»), расположенного близко от деревни, священник Герман (или Герма, как называла его «бабка-финка») — едва живой, в обгорелой одежде и собственноручно обгорелый. В руках он держал складень — главную святыню скита и все, что от него осталось. Суммируя дальнейшие не мало противоречащие благоприятель другу рассказы Секлетии Ивановны и других обитателей деревни, которые тожественный были тому свидетели — Марии и Тихона Николаевичей Тихоновых, дозволено реконструировать картину трагедии. заранее вечер в скит пришли вооруженные человеки и открыли стрельбу по монахам. Убив всех, за вычетом отца Германа, они надругались над главной святыней монастыря — иконой «Неопалимая Купина», паля ее огнем и прижигая лики цигарками. кроме они бросили избитого отца Германа в келью, подперли дверь снаружи и подожгли скит. надобно думать, это был отряд красноармейцев или же ЧК. Каким-то образом настоятелю удалось выбраться из огня, спасти, святыню и наказывать до деревни. Секлетия Ивановна выхаживала раненного и больного старика, все же после некоторое время (очевидно, сквозь полгода «зимо-коло») он умер и был похоронен в саду под вишнями, а образ осталась около «бабки-финки». недавно до смерти благодетель Герман сказал, что на обороте складня тайными знаками записана «вся быль мира» и тот, который сможет прочитать эту заглавие будит иметь «силой сил». Действительно, на корпусе складня начальство существует запись непонятными знаками, напоминающими буква либо руницу.
В 1983 году мы обследовали место, где находился Неопалимовский скит и обнаружили часть догнивающих обгорелых срубов и не мало ям. Там же нами были найдены две стрелянные изо всех сил окислившиеся гильзы, нательный медный крестик и кольцо с непонятной символикой. близко от урочища, в лесу, вторично существовали следы монастырского кладбища с превратившимися в труху крестами-«домиками».
В 1984 году Александр Василевский побывал в Алатыри уже 1 и привез мне оттуда икону «бабки-финки» в дар и на «помин души».
19 мая 2008 возраст изображение мироточила в ход только дня».
Свежие комментарии